to bibliography

   Paul Cain
    (30 May 1902 - 23 June 1966)

                                                

  Пол Кейн

   Про Пола Кейна как-то сказали - "человек, который вынырнул из ниоткуда". А позднее добавили, что он попросту "исчез". Некоторые детали жизни этого "Сэлинджера дешевой беллетристики" до сих пор темны. Но кое-что известно.
   Его настоящее имя было Джордж Кэррол Симс, а "Ниоткуда", из которого вынырнул будущий беллетрист, называлось Де-Мойн, штат Айова. Он родился в семье полицейского и рано хлебнул горький самогон взрослой жизни. Атмосфера в доме развила у юного Джорджа вкус к бродяжничеству. Когда родители развелись (1908), ему было всего 6 лет. Последующие десять он провел в неспокойных районах Чикаго. Бандитом Симс не стал, но наблюдения, подмеченные на улицах гангстерской столицы, впоследствии пригодились. В 1918 он приезжает на юг Калифорнии и всерьез увлекается киноиндустрией.
   Через несколько лет, году этак в 1923-м, основательно освоившись в Лос-Анджелесе, Джордж Симс уже числится в должности дизайнера-оформителя, сначала под собственным именем, а затем под другим, более забавным - Джордж Рурик. ("Рюриковичи мы!"). Зачем он сменил фамилию, не совсем ясно. Возможно, повлияла тогдашняя голливудская мода. Вместе с царской фамилией он приобретает и статус ассистента видеорежиссера в первом немом фильме Джозефа фон Стернберга "Охотники-спасатели" (1925). Вскоре, отказавшись не только от фамилии, но и от имени, он решает окончательно замести следы и становится Питером Руриком. Однако в титрах новоявленный Рурик прописан дважды: и как Джордж и как Питер. Наверняка, крутился как белка и работал (а, возможно, и получал) за двоих. Шустрый малый, этот парень из Айовы.
   В самом начале тридцатых во время одной из поездок в Нью-Йорк он знакомится с крепко пьющей актрисой Гертрудой Майкл (1910-1965). "Не пей вина, Гертруда!" -следовало вскричать бедному Рурику, но он и сам не без греха. В общем, у них много общего. Наладив связи в Нью-Йорке, он вместе со своей возлюбленной возвращается в Голливуд. В этом же самом 1932-м году происходит еще одна метаморфоза. Под именем Пол Кейн голливудский скиталец внедряется в штат журнала "Блэк Мэск". Хэмметт уже почти не пишет, Чандлер еще не пришел. Начиная с марта, и практически ежемесячно, редактор журнала Джозеф Шоу с энтузиазмом начинает публиковать весьма лихо закрученные истории вынырнувшего из ниоткуда новичка. Среди них пятерка тех самых "умопомрачительно-крутых" историй, которые позднее войдут в роман с очень автобиографичным названием "Шустрый малый" ("Fast One"). В книге нет героев - только жулики, игроки, вымогатели и коррумпированные боссы. Однако Шустрый Келлс, игрок с повадками бандита и сердцем, которое не перестает любить, появляется в каждой сцене. Если не бьют его, то бьет он. Почти моментально сюжет был подхвачен киношниками и по мотивам некоторых историй о Шустряке выходит фильм с Кэри Грантом ("Gambling Ship"). Рурик не принимал участия в написании сценария, но теперь начинает подумывать над новой карьерой. А пока, на волне успеха фильма, который не очень-то похож на оригинал, решает объединить новеллы в роман. А что? Так уже поступал Хэмметт и весьма успешно! Сказано-сделано. Книга выходит в 1933 году в издательстве "Даблдей". Но успеха, как ни странно, не было. Были только рецензии.
   "Бурный поток кровопролития... сплошь покрытая синяками вакханалия страстей…", - восклицает один из напуганный критиков.
   "Самая крутая байка последнего десятилетия" - от души рекомендует другой и, в тон прочитанному, добавляет - "Круто, аж смешно, но бьет как пулемет!".
   Искушенные современные исследователи уже не столь эмоциональны: "Более жестокий, чем другие хард-бойлд романы своего времени. Но не кровавый и без излишеств".
   Не взирая на мнения критиков, книга не производит особого впечатления на публику (бывает же такое) и исчезает из поля зрения. Это сейчас роману Кейна поют дифирамбы, и не только реклама на обложке, а даже солидные энциклопедии утверждают, что "сагу о лихом стрелке Герри Келлсе и его любовнице-алкоголичке Грэнквист, однажды прочитав - невозможно забыть". Это невозможно забыть, как, впрочем, и пересказать со всеми подробностями. Роман слишком насыщен действием. Кто-то из нынешних читателей заметил, что "чтение походило на путешествие в Антарктиду, как только прибыл - понял, что дальше идти уже некуда".
   Редактор "Блэк Мэск" пояснил новаторство этого романа так: "в вопросе описания мрачной темы жестокости, в то время как Рауль (Уитфилд) и Дэшил (Хэмметт) замерли на пороге, Пол (Кейн) прошел весь путь". Даже Чандлер отозвался о "Шустром малом" как о "высшей точке в слишком крутой манере" и особо похвалил финал.
   Кто послужил прототипом Келлсу остается только гадать, но опыт прошлого перешагнул в роман - доподлинно известно, что образ Грэнквист списан с Гертруды. Один из читателей назвал всю эту историю смесью гангстерского боевика и любви, разрывающей сердце: "Кровавая жатва" встречает "Прощай, оружие". Почему же этот литературный динамит потряс только коллег и критиков? Парадокс.
   Успех приходит в следующем году, но совсем по другому поводу. На-ура проходит голливудский ужастик "Черный кот" с мрачным Борисом Карлоффом и невеселым Белой Лугоши в главных ролях, по сценарию Питера Рурика. Пол Кейн задумывается. Наливает один стакан, потом другой…. Над карьерой крутого детективщика он раздумывает еще пару-тройку лет. Его часто сравнивали с Хэмметом и Чандлером, называли в числе достойных соперников. Один критик, не долго думая, даже приписал автору "Шустряка" и славу "Почтальона…" Джеймса Кейна! Его ценил талантливый редактор одного из лучших развлекательных журналов. Что же выбрать? Дешевую литературу или движущиеся картинки? Рурик продолжает писать сценарии, а Кейн - сотрудничать с "Блэк Мэск". Здесь он публикует 17 повестей. Но все неожиданно оборвалось в 1936-м, с уходом из журнала крестного отца крутого детектива - Джозефа Т. Шоу. Пол Кейн больше не раздумывает, он исчезает. А Рурик окончательно срывается, снова начинает пить и бродяжничать. Его отчаянно мотает между Голливудом и Европой. Как сценарист он берется за все, даже за Мопассана ("Мадемуазель Фифи" - 1944).
   В свои тридцать с небольшим он носит белокурую бороду и пишет, так же как и живет - яростно и стремительно. Трижды женится. Подобное притягивает подобное, история повторяется. В 1940-м его первый брак попадает на страницы Лос-анджелесской прессы. Газетчики не преминули живописать цирковой номер его супруги, после пьяной ссоры сиганувшей с третьего яруса их голливудских апартаментов. Она осталась жива, но их брак разбился вдребезги. Кто была вторая жена - неизвестно. Родственники припоминают: вроде как сценаристка или актриса, кажется… итальянка. Сложно сказать. Жизнь как кино, все время крутится. У этого шустрого Рурика она всегда была в беспорядке, событий полно, как в романе. Все усиливающаяся проблема алкоголизма, погубившая писателя-детективщика, в 1944-м разрушает и голливудскую карьеру. Рурик пытается избавиться от запоя и в конце 1940-х, почти без гроша в кармане, в жуткой депрессии приезжает во Францию - просить помощи (и даже "убежища!") у Марселя Дюамеля. Французский редактор - большой любитель крутой американской прозы, помогает, чем может. Быстро переводит и публикует "Шустрого Малого" в своей популярной "Черной Серии" (1949), а затем организует Рурику поездку в Испанию.
   В чужой стране буйному пятидесятилетнему сценаристу по-прежнему неймется. Его тянет к молодежи. Но кругом все не родное. Что делать? Искать общий язык! И он его находит. Проще-простого! Знакомится с одной американской студенткой. Депрессии - конец, жизнь налаживается. Новая свадьба. Медовый месяц в Венеции? Старо, как мир. Окрыленных счастьем молодоженов заносит в Северную Африку. Они даже пытаются там обосноваться. Через некоторое время решают все же вернуться, но не в Испанию, а к своим звездно-полосатым корням. Родина простирает объятия и швыряет под ноги золотые пески Калифорнии. Здесь, в Лагуна-Бич, супруги окончательно оседают. Здесь заводят потомство (двое сыновей). Здесь же - устав от знойного солнца и друг от друга - разводятся. Конец 1950-х.
   В 1959-м Рурик возвращается в Голливуд, пытается писать для телевидения, но все теплые места заняты. Он в черном списке, былая репутация не забыта. Работы совсем немного. Шустрая жизнь замедляется. Эти годы покрыты мраком. Проходит 6 лет. Много это или мало? Для нас они пролетают быстро, как строчки перед глазами. А для него? Мы ничего не знаем. Известно только, что "человека, который появился из ниоткуда" однажды действительно не стало.
   Летом 1966 он умирает от рака в дешевой квартире в Лос-Анджелесе, городе, где происходят события его единственного романа. Пол Кейн "появился и исчез", сверкнув в ночи, словно фара лимузина, вынырнувшего из пелены дождя. Где правда, а где вымысел? Жизнь как роман. Спустя 2 года прах Кейна забирает неизвестная женщина и перевозит на Гавайи. Дождь или океан, смыл его следы? Где он похоронен, и кто была та женщина - до сих пор доподлинно неизвестно.

(Владимир Матющенко)

 

 

Hard-Boiled Guide

CONTENTS