Joseph
Thompson
Shaw
"Cap" Shaw
(8 May 1874 - 1 August 1952)
Джозеф Т.
Шоу
Выдающийся редактор американского развлекательного журнала "Черная Маска", на
страницах которого появились первые настоящие хард-бойлд истории (декабрь 1922).
В период своей редакторской деятельности (с ноября 1926 по ноябрь 1936)
открыл и "воспитал" многих авторов этого нового литературного направления,
сформулировав основы динамичной, лаконичной и хорошо проваренной детективной
истории, благодаря чему дешевый развлекательный журнал вышел на высокий
литературный уровень. Во время Первой мировой войны Шоу дослужился до звания
капитана, с тех пор прозвище "Кэп" стало частью его имени. Новый капитан
по-хозяйски реорганизовал свою команду. Уже в 1927-м "The
Black Mask"
превратился в "Black Mask".
Артикль полетел с обложки прямиком в редакторскую корзину
для мусора. Отбросив розовую сентиментальщину и незатейливый мистицизм, Джо Шоу
стал публиковать на страницах журнала только крепкие детективы, приключения и
вестерны, выдержанные в хорошем стиле (а в 1932 году даже вестерны прекратили
свой галоп на страницах этой "кузницы американского детектива"). Кроме того Кэп
поднял цену своим морякам (перейдя от 2 центов к 6 за слово!), стал уделять
больше внимания качеству иллюстраций и обложке. Хэмметт, Чандлер, Хорас МакКой,
Пол Кейн, Фредерик Небел и Лестер Дент считали Шоу
"своим" редактором. Хэмметт посвятил ему "Мальтийского сокола". После ухода Шоу
с капитанского мостика "Блэк Мэск" потрясенные Чандлер, Небел и Дент перешли в
другие журналы, а Пол Кейн вообще бросил развлекательный жанр. Шоу и
сам пробовал себя на ниве приключений. Он написал парочку вестернов -
"Самокрутки" (Makings, 1926) и
"Беглец"(Fugitive, 1932), а позднее рискнул сварить
детективную историю о моторизованном полисмене - "Со смертью в одном седле"
(Death Rides Double, 1939). Все эти произведения были
опубликованы на страницах "Черной Маски", но без всякого успеха (Чандлер
назвал их "ужаснейшей писаниной с потугой на профессионализм").
С 1941 по 1951 Шоу работал литературным агентом.
В 1946 году
выходит "Хард-бойлд омнибус" - первая в истории
литературы солидная антология мастеров крутой детективной прозы. 15 историй
опубликованных на страницах журнала "Блэк Мэск" под одной твердой обложкой!
Составитель - Джозеф Т. Шоу. Идею сборника подкинул ему Рэймонд
Чандлер и, впоследствии, был страшно недоволен тем, что Старик использовал один
из "запретных" рассказов (вошедший в роман "Прощай, любимая"),
да еще и с пометкой "с позволения автора". Р-р-р!!! Но... приходится
простить, по старой дружбе.
Критики, охарактеризовали книгу как "буйное пиршество сырым
мясом". Эти гурманы-во-литературе, не называя никого конкретно,
сказали своё "в общем неплохо" и отметили в меню "дюжину сочных
и три постных куска". Кто им не понравился - так и
осталось загадкой, но в более позднее ("мягкое") переиздание были внесены тайные
изменения. И хотя 25-центовый "покет-бучный" вариант заверяет, что в книге
сохранено "каждое слово из высоко-оцененного оригинального издания", тем не
менее, три рассказа - изъяты. Как считают нынешние специалисты, сокращения был
не самые удачные, но это уже не вина Шоу.
После смерти его партнера по бизнесу Сидни Сандерса, Шоу приходится самому
управлять литературным агентством.
Антология вестернов "Пришпоривай к Западу!"
(Spurs West!, 1951) становится последней большой редакторской
работой энергичного Джо. Он умер в следующим году, прямо за рабочим столом.
Даже авторы, не часто сотрудничавшие с журналом, признавали боевые заслуги
и серьезное влияние Капитана "Черной Маски" на развитие американского детектива.
Роман Джона Д. Макдональда «В плену подозрений»,
опубликованный в 1952 году, «Посвящается светлой памяти Джозефа Томпсона
Шоу».
(Владимир Матющенко)
-----------------------------
Black Mask Link
→